Академия 2030

Университеты и изменение климата: Зеленые кадры для новой экономики

Международная конференция "Университеты и изменение климата. Территория ШОС" одновременно прошла в России, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане 14-15 декабря 2023г. Основное заседание "Стратегии во времена перемен: взаимодействие университетов, государственных органов и бизнеса ради устойчивого развития", состоялось 14 декабря в Москве в павильоне ВДНХ "АТОМ". На мероприятии специалисты обсуждали методы реализации ESG-стратегий в компаниях, подходы к обучению кадров в этой сфере и роль международного сотрудничества в этом процессе.

Китайская Республика инициирует образовательные реформы в контексте низкоуглеродной энергетики

Научно-технический советник китайского посольства в России, Мяо Фэй, сообщил о разработке в Китае образовательной системы, ориентированной на переход к использованию низкоуглеродной энергии. Он подчеркнул, что экологические исследования в Китае получают особое финансирование и становятся приоритетными.

«В соответствии с образовательной стратегией 2022 года, Китай активно внедряет концепции низкоуглеродного развития в учебные программы вузов и школ. Страна акцентирует внимание на подготовке квалифицированных специалистов, развивая многоуровневую систему образования. Наша цель - создание влиятельной сети университетов и исследовательских институтов, занимающихся вопросами углеродных выбросов. Правительство Китая разрабатывает новые учебные дисциплины, связанные с низкоуглеродной энергетикой, и предпринимает другие инициативы для поддержки университетов в исследованиях и разработках в этой области. Мы стремимся к международному сотрудничеству для достижения устойчивого развития и готовы работать со всеми странами, включая страны ШОС», - заявил Мяо Фэй.

«Россия на пути к формированию спроса на ESG-специалистов»

Елена Грозная, директор по корпоративным отношениям «ESG Альянса» - профессиональной ассоциации, объединяющий 25 крупных компаний, подчеркнула важность подготовки кадров в сфере ESG (экология, социальная ответственность и корпоративное управление) на конференции. В 2023 году Альянс в сотрудничестве с ESG-центром НИУ ВШЭ провел анализ, целью которого было выяснить, соответствуют ли российские вузы потребностям бизнеса в этой области.

Елена Грозная отметила, что обучение в сфере устойчивого развития сложно из-за необходимости междисциплинарного подхода, включающего экологию, управление, геологию, географию, маркетинг, инженерию, социологию и другие области. По её словам, в России пока не сформирован спрос на узкоспециализированных ESG-специалистов. Она также упомянула, что существуют разные мнения относительно того, как следует развивать образование в этой сфере: некоторые выступают за кардинальное изменение системы, другие за постепенное внедрение экологических дисциплин. Но все согласны, что сейчас не требуется отдельный специалист по устойчивому развитию.

Развитие ESG-образования в России: Перспективы и Вызовы

Исследование, проведенное "ESG Альянсом", выявило ряд особенностей и проблем в системе ESG-образования России. В отличие от многих стран, где акцент сделан на магистерские программы, в России экологическое образование представлено как на уровне бакалавриата, так и магистратуры. Особое внимание в этих программах уделяется аналитическим методам, экономике и управлению окружающей средой. Однако, как отметила Елена Грозная, представитель ESG Альянса, недостаточно развиты дисциплины, касающиеся мягких навыков, этики и формирования ответственного отношения к окружающей среде.

Существующая в России система ESG-образования не имеет четко выраженной национальной стратегии реализации ESG-принципов, что затрудняет создание спроса на специалистов в этой области. По словам Грозной, на данный момент бизнес склонен нанимать специалистов с более узкой специализацией, а не ESG-управленцев. Это отражает утилитарный подход к образованию, ориентированный на немедленное удовлетворение потребностей рынка.

Игбал Гулиев, заместитель директора международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, поддерживает эту точку зрения, подчеркивая, что важность фундаментального образования в области биологии, химии и других естественных наук не должна умаляться. Он также отмечает, что магистерские программы в России пользуются большим спросом благодаря их гибкости и ориентации на конкретные потребности бизнеса. Однако на данный момент не наблюдается значительного спроса на подготовку специалистов в области устойчивого развития.

Гулиев также указывает на программу "Приоритет-2030" как на потенциальный источник финансирования для развития ESG-образования, но признает, что в текущих условиях инициативная разработка образовательных программ в этой области связана с большими финансовыми трудностями. Это ограничивает развитие данного направления и создает препятствия для формирования обширной и всесторонне развитой системы ESG-образования в стране.

Таким образом, несмотря на наличие фундаментальной базы и интерес к обучению в сфере устойчивого развития, российская система ESG-образования сталкивается с рядом проблем и вызовов, которые необходимо преодолеть для эффективного интегрирования ESG-принципов в образовательный процесс и бизнес-практики.

Инновационные Экологические Инициативы МГТУ им. Баумана и Сахалинского Эксперимента

Артем Рафальский, возглавляющий отдел валидации и верификации парниковых газов ИТЦ МГТУ имени Н.Э. Баумана, акцентировал внимание на необходимости сосредоточения усилий на реализации пяти национальных целей, определенных президентом в 2020 году. Он упомянул о строящемся на территории университета новом кампусе, включающем экологический кластер "Зеленый дом" с передовыми учебными и лабораторными комплексами, включая "Экосферу" и экспериментальную вертикальную ферму. Завершение строительства планируется на первый квартал 2024 года.

Рафальский также описал роль органа по валидации и верификации парниковых газов в углеродном рынке, подчеркнув его значимость в системе углеродного урегулирования МГТУ им. Баумана. Он отметил, что данные, получаемые органом, используются для составления углеродной отчетности и в климатических проектах, особенно в Сахалинской области, которая стремится достичь углеродной нейтральности к 2025 году. Работа с студентами в этом направлении обеспечивает им практические навыки и возможность активного участия в процессе обучения.

Игбал Гулиев, заместитель директора международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, подчеркнул важность сахалинского эксперимента и предложил расширить сотрудничество между Сахалинским государственным университетом и МГИМО в создании программ дополнительного образования для "Сахалин Энерджи". Он выразил уверенность в том, что Сахалин может стать важным центром притяжения для молодежи из Азии, подчеркивая необходимость привлечения молодых специалистов для развития кадрового потенциала.

Наталья Рязанова, доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО, добавила, что университет активно сотрудничает с Российским государственным гидрометеорологическим университетом в Санкт-Петербурге. В рамках этого сотрудничества разрабатывается программа подготовки климатических посланников, способных компетентно выступать по вопросам климата.

Активная Роль Университета Дубна в Области ESG и Сквозных Технологий

Проректор по учебно-методической работе государственного университета «Дубна», Ольга Анисимова, рассказала о переходе университета из регионального статуса в федеральный. Этот переход потребовал активного взаимодействия с бизнес-партнерами для формирования новых образовательных программ. Особое внимание Анисимова уделила значимости сотрудничества с государствами ШОС, учитывая их проблемы в области экологии. Она подчеркнула необходимость интеграции сквозных технологий в образовательный процесс.

Анисимова также акцентировала важность Дубны как научного центра, привлекающего студентов. Она указала на активный подход университета к работодателям, предлагая совместные усилия в подготовке специалистов и разработке программ. Особое внимание уделяется развитию мягких навыков у студентов, начиная с детского сада и школ, где студенты учатся общаться с разными возрастными группами и пропагандировать экологические знания.

Ольга Анисимова также напомнила, что университет Дубны играл ключевую роль в создании экологической доктрины России, а также активно участвовал в развитии экологических проектов, соответствующих целям тысячелетия ООН по устойчивому развитию.

Вклад Национальных Парков в Развитие Экологического Образования и Экологическог Лидерства

Вячеслав Щербаков, директор национального парка "Красноярские Столбы", объяснил, как заповедники и национальные парки могут способствовать продвижению ESG-целей. Он подчеркнул более чем столетнюю историю мониторинга климата в парке. Получив лицензию на образовательную деятельность, "Красноярские Столбы" стали ключевым образовательным центром в регионе. Работая с учебными заведениями всех уровней, парк способствует формированию экологического сознания населения. Щербаков упомянул о создании первого в России климатического НОЦ "Енисейская Сибирь" и модели карбонового полигона, который будет запущен к 2025 году для отслеживания углеродного следа, подчеркивая значимость непрерывного экологического образования.